Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 04.07.2024, 03:02

Сайт воспитателя Натальи Анатольевны Ерыковой.

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [5]
Игры [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Пособие для воспитателей "Играем словами"
13.09.2014, 13:59

Пособие для воспитателей по речевому развитию  

детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски

"Играем словами"

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение  и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка  в начальной школе.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с низким уровнем развития речи и различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Проблема современного дошкольника  в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.

Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечаются нарушения в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений с неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Анализ современных программ дошкольного образования «Детство»(Акулова О.В.,Бабаева Т.И., Березина Т.Л. и др), «Из детства в отрочество»(Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., ГризикТ.И. и др.) показал, что авторы подходят системно к развитию речи, выделяя разделы, такие как  словарь, грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура речи, используют различные средства активизации речевой деятельности дошкольников. Так в  образовательной программе  «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко)  раздел «Развитие речи» объединен  с разделом «Ознакомление с художественной литературой» и делается акцент на развитие умственных способностей детей. Вместе с тем анализ программных задач по разделу «Основные средства литературно-речевой деятельности» позволяет выявить ряд особенностей, которые вызывают определенные проблемы в организации образовательной работы по речевому развитию дошкольников:

-  не представлена система взаимосвязанных речевых задач, предполагающая усложнения, как на разных возрастных этапах, так и внутри каждой возрастной группы;

- не раскрывается содержание (и его усложнение) в работе над программным ядром в разных задачах: в связной речи – связывание предложений, в словарной работе – смысловая сторона слова, в грамматике – формирование языковых обобщений;

- в планах непосредственно образовательной деятельности задачи по освоению средств речевой деятельности носят эпизодический характер, а в описании хода занятий отсутствуют приемы и методы по их реализации.

Современные существующие программы по речевому развитию дошкольников такие как «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С. Ушакова), «Учимся рассуждать» ( Л.Г. Шадрина и др.), «Программа  дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте» (Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова) реализуются  через организацию НОД с использованием дидактических игр, упражнений, наглядных средств.  Использование современных информационных технологий в данных программах  не предусмотрено, тогда как современный дошкольник уже с раннего детства знакомится с разными электронными устройствами -  компьютером, планшетом,  игровыми приставками, которые вызывают у него большой интерес и желание действовать с ними.

Пособие «Играем словами» направлено на развитие речи детей 6-7 лет  посредством электронных дидактических игр с использованием интерактивной доски. Оно разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также с учетом основных принципов и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Новизна данного пособия заключается в  осуществлении речевого развития дошкольников  с использованием инновационных  информационно-коммуникативных технологий.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных  методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных  идей воспитательно-образовательного процесса.  Вследствие этого информационные средства обучения становятся в детском саду ядром развивающей предметной среды,  и  рассматриваются  не как отдельные  обучающие  игровые  устройства, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями воспитательно-образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Цель пособия:  развитие речи  детей старшего возраста посредством информационных  технологий.

Задачи:

Образовательные
(связаны с овладением детьми основами речевой деятельности)

  1. Развивать все компоненты  устной речи детей:

а)  звуковую культуру речи

- совершенствовать речевой слух;

- закреплять навык четкой, правильной и выразительной речи;

б) словарный состав  родного языка

- обогащать и активизировать словарь;

- уточнять значения синонимов, антонимов и многозначных слов как в  прямом, так и в переносном смысле;

- формировать навык точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления его  в любом контексте;

в)  грамматический  строй речи

- учить  правильно ставить слова в падежные формы;

- учить продуктивным способам словообразования, умению подбирать однокоренные слова;

- формировать в речи сложные предложения, умение выстраивать слова в правильном порядке, грамотно согласовывать  слова в роде, числе, падеже;

г) связную речь

- учить строить диалог с использованием разнообразных языковых схем в соответствии с ситуацией;

- формировать умение строить разные типы монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру.

  1. Познакомить  детей с возможностями компьютерных технологий.
  2. Формировать навыки работы с интерактивной доской, на компьютере.

Развивающие
(связаны с совершенствованием общих способностей и приобретением детьми умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания дидактических игр)

  1. Развивать личность ребёнка, его способности путём самостоятельного и коллективного решения поставленных задач.
  2. Развивать познавательную и творческую активность детей, любознательность, воображение, образное мышление.
  3. Развивать интерес к выразительным средствам родного языка и умение использовать их в речи.
  4. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми; умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение.

Воспитательные
(связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания дидактических игр; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе)

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимодействию и сотрудничеству с педагогами и сверстниками;
  2. Воспитывать культуру общения.
  3. Воспитывать умение вступать в соревнование, адекватно относиться к выигрышу  и поражению.

 

Особенности развития детей старшего возраста

У детей 6-7 лет достаточно развита речь.

В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, четко артикулируют слова, соблюдая нормы литературного произношения.

К этому возрасту  у детей накапливается достаточный запас слов (3,5 – 7 тысяч). В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.

Но словарь требует качественной шлифовки: увеличение лексического запаса словами сходного, противоположного значения, а также многозначными словами. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.

В 6-7 лет практически завершается усвоение грамматической стороны речи. Увеличивается доля простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

В диалогической речи дети прибегают к краткому или развернутому ответу в зависимости от вопроса. Овладевают умением отбирать нужные сведения и находить целесообразную форму их выражения в связном повествовании.

В данном возрасте у детей развито умение последовательно и четко оставлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему. Однако, еще недостаточно сформированы навыки передавать свое отношение к описываемым событиям и явлениям, оценивать содержание, делать выводы. Дети активно осваивают построение разных типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания.

Вместе с тем можно отметить и трудности, которые встречаются у  отдельных детей: проблемы с произношением сонорных и шипящих звуков, сложности с образованием родительного падежа во множественном числе имен существительных, трудности при согласовании некоторых групп слов. Дошкольники испытывают затруднение  при  построении сложных синтаксических конструкций. Что касается связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст с соблюдением всех структурных компонентов (начало, середина, конец).

Принципы:

  • принцип наглядности обеспечивается грамотной речью педагога, использованием наглядных средств;
  • принцип сотрудничества предполагает взаимопомощь со стороны взрослых и детей;
  • принцип доступности достигается учетом возрастных способностей детей;
  • принцип заинтересованности детей обеспечивается использованием технических средств (компьютеры, интерактивная доска), направленных на повышение мотивации детей к речевой деятельности.

Формы и режим занятий

Наиболее  оптимальной формой является  кружковая или клубная деятельность.

Основная форма организации работы  в рамках решения задач – непосредственно образовательная деятельность в оборудованном кабинете (компьютерный класс).

Непосредственно образовательная деятельность проводится небольшой группой (10-12 человек), 1 раз в неделю.  Длительность – 20-25  минут. Длительность работы детей с интерактивной доской или компьютерами – 15 минут.

Рекомендуемая структура построения непосредственно образовательной 

деятельности в традиционной форме :

  • Вводная

- мотивация, постановка цели, введение в задание;

- артикуляционная гимнастика  (Приложение  №1);

  • Основная

- 2 дидактические игры по развитию речи с использованием  интерактивной доски (представлены в перспективно-календарном плане);

  • Заключительная

-игры и упражнения на закрепление;
- подведение итогов: анализ и самоанализ;
- зрительная гимнастика (Приложение  №2).

С целью совершенствования всех сторон устной речи также  используются и нетрадиционные формы непосредственно образовательной деятельности, такие как  викторина, брейн-ринг, игра «Что? Где? Когда?», олимпиада. Проведение нетрадиционных форм речевого развития позволяет формировать  умение использовать речевые навыки в новой нестандартной обстановке, способствует развитию свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми, формированию умения взаимодействовать с партнером общения и анализировать свое речевое поведение.

Непосредственно образовательная деятельность в нетрадиционной форме проводится 4 раза в год.

Методы работы

Используются три группы методов:

  • наглядные (наблюдение, рассматривание),
  • словесные (беседа, рассказывание, объяснение),
  • практические (игры, упражнения).

Это деление крайне условно. Наглядные методы сопровождаются словесной инструкцией, а в словесных  используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словесными указаниями, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, словесных или практических действий как источника и основы высказывания.

В рамках программы  активно используется информационно-коммуникативные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только познакомить ребенка с   большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго удерживают внимание ребенка в рамках образовательной деятельности;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

- расширяются профессиональная компетентность и  творческие возможности  современного педагога.

Использование информационно-коммуникативных технологий  позволяет воспитателю перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,  при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками,  их умственному и речевому  развитию.

Система  дидактических речевых  игр с использованием компьютеров,  интерактивной доски  направляет педагогическую работу на формирование у детей умения точно использовать слова и словосочетания, осмысленно находить правильную грамматическую форму, строить предложения разных конструкций, что является сутью познавательно-речевого развития детей.

Организация работы с интерактивной доской

Организуя работу по речевому развитию детей с использованием интерактивной доски необходимо:

  1. при составлении дидактических игр с использованием интерактивной доски учитывать имеющиеся у детей знания, полученные на традиционных занятиях в процессе  освоения основной образовательной программы;
  2. использовать вариативные способы организации детей у интерактивной доски при выполнении задания:
  • подгруппа детей стоит у доски,  и  дети поочередно выполняют задание на ней (по цепочке);
  • выполняют задание одновременно 3-4 ребенка, используя маркеры,  при этом используется все  пространство доски;
  • дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание на  доске;
  • ребенок самостоятельно выполняет задание на интерактивной доске, а остальные дети,  осуществляющие деятельность на рабочем месте, проверяют и оценивают правильность выполнения задания, используя «сигнальные карты»,  с последующим  доказательством;
  • дети с рабочего места  дают задания ребенку, работающему  на  интерактивной доске;
  • один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание;

      3. включать в  инструкцию по выполнению задания на интерактивной доске речевые клише: «Назови и объясни…», «Докажи правильность ответа», «Выбери и объясни…»,  «Объясни, почему               так нельзя сказать?», «Назови другие слова», «Скажи по-другому» и др.;

  1. использовать анализ и самоанализ речевой деятельности;
  2. с целью развития технологических навыков усложнять приемы работы с интерактивной доской и закреплять в речи соответствующие понятные детям термины: стилус (компьютерная мышь), функции интерактивной доски – шторка, фокус, панель инструментов Mimio.

Материально-техническое обеспечение

  • специально оборудованное помещение (компьютернo-игровой класс);
  • персональные компьютеры;
  • интерактивная доска;
  • медиатека (дидактические речевые игры в электронном виде).

Санитарно-гигиенические требования:

В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций».

 

 

Ожидаемый результат освоения  предлагаемого материала детьми 7 лет

  1. Достаточно хорошо владеет устной речью. Может выражать свои чувства, желания, мысли; строить речевые высказывания в ситуации общения.
  2. Имеет правильное звукопроизношение в процессе повседневного общения; различает на слух все звуки родного языка. Может произносить фразы с разной силой голоса, в разном темпе, с разной интонацией.
  3. Понимает смысловую сторону слова; владеет достаточным запасом синонимов и антонимов; умеет подбирать наиболее точные слова, подходящие к ситуации. Понимает смысловую сторону многозначных слов и употребляет их  в речи.
  4. Образует разные грамматические формы слова (число, род, падеж, время, наклонение) и правильно согласовывает.  Верно употребляет в речи местоимения, числительные, наречия. Пользуется разными способами словообразования, умеют подбирать однокоренные слова. Употребляет в речи простые распространенные и сложные предложения.
  5. Умеет строить диалог (может спросить, ответить, объяснить, попросить) в соответствии с ситуацией. Владеет умением строить разные типы монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Может пересказывать литературные произведения, используя авторские средства выразительности. Умеет внимательно слушать рассказы сверстников. Помогает им в случае затруднения, замечает речевые и логические ошибки, исправляет их.
  6. Владеет основными навыками работы на компьютере и интерактивной доске.

Формами оценки результатов освоения речевых задач могут быть наблюдения за детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседы, игры, диагностика.

Для   диагностики развития речи рекомендуется использовать методики обследования речевого развития детей 6-7 лет  к программе

О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду». Диагностика речевого развития воспитанников проводится два раза в год – в начале и конце учебного года – индивидуально с каждым ребенком  (Приложение №5).

Для определения технологических навыков работы на интерактивной доске предлагается использовать карту наблюдений. Диагностика (авторы Бартошевич Т.И., Ерыкова Н.А.) проводится в конце учебного года (Приложение № 4).

В качестве форм подведения итогов используются нетрадиционные виды непосредственно образовательной деятельности: викторина, брейн-ринг, игра «Что? Где? Когда?», олимпиада.

Данное пособие было апробировано в детском саду № 140 «Златовласка» в течение трех лет.  Может использоваться для кружковой работы, как часть непосредственно образовательной  деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада,  для реализации дополнительного образования дошкольников.

1.Учебно-тематический план

Разделы и темы

Игра

Кол.

НОД

1

Вводное

Знакомство с инструментарием: интерактивная доска, стилус, маркеры.

Знакомство с функциями интерактивной доски, упражнение в их использовании.

1

2

Звуковая культура речи

Игра «На дворе»

Игра «Цепочка» (слог)  1 лист

7

Игра «Подарки»

Игра «Цепочка»  (звук) - 2 лист

Игра «Определи звук»

Игра «Мы - художники»

Игра «Засели домики» - 1 лист

Игра «Кто внимательный» 1-4 лист

Игра «Засели домики» - 2 лист

Игра «Кто внимательный» 5-8 лист

Игра «Засели домики» - 3 лист

Игра «Чем отличаются слова» 1-6 л.

Игра «Засели домики» - 4 лист

Игра «Чем отличаются слова»7-12 л.

3

Словарь

Игра «Спасем зайку от лисы»»

Игра «Наоборот» (предметные картинки)

8

Игра «Скажи по-другому» 1-9 лист

Игра «Кто  в домике живет?»

Игра «Рифмовочки»

Игра «Кто зимует?»

Игра «Снежинки»

Игра «Наоборот» (сюжетные картинки) 1- 2 лист

Игра «Скажи по-другому»10-18 лист

Игра «Кто что делает?»

Игра «Наоборот» (сюжетные картинки)  3-4 лист

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Игра «Наоборот» (слова) - 1-10 лист Игра «Разложи предметы»

Игра «Наоборот» (слова) – 11-20 лист

Игра «Можно ли так говорить?»

4

Грамматический строй речи

Игра «Солнышки»

Игра «Назови детенышей» - 1 лист

7

Игра «Назови детенышей» - 2 лист Игра «Лисенок считает»

Игра «Игрушки-музыканты»

Игра «Помоги Насте одеться»

Игра «Слова-родственники»

Игра «Волшебная снежинка»

Игра «Подбери слово»

Игра «Чего не стало» 1 лист

Игра «Кого можно увидеть?»

Игра «Собери слово»

Игра «Чего не стало?» - 2 лист

Игра «Положи на место»

5

Связная речь

Игра «Подбери пару и объясни»

Составление рассказа «День рождения цыпленка»

9

Игра «Загадки от зайчат»

Игра «Придумай загадку»  1 лист

Игра «Что лишнее?» 1-6 лист

Игра «Пословицы»

Игра «Ассоциации» - 1-3 лист

Игра «Придумай загадку» -  2 лист

Игра «Загадки от сказочных героев»

Составление рассказа «Обознался»

Игра «Что лишнее?»  7-12 лист

Составление рассказа «Мамин помощник»

Игра «Ассоциации» - 4-6 лист

Составление рассказа «Скворцы прилетели»

Игра «Почему так говорят?»

Составление рассказа «Вот так кактус»

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Составление рассказа «Щенок»

6

Нетрадиционные формы речевого развития

Викторина «В гостях у сказки»

Брейн-ринг «Речецветик»

Игра «Что? Где? Когда?»

Речевая олимпиада

4

Итого

36

 

2. Перспективный план

Месяц

Игра

Сентябрь

1.

Вводное

Знакомство с  с инструментарием: интерактивная доска, стилус, маркеры.

Знакомство с функциями интерактивной доски, упражнение в их использовании.

2.

Игра «На дворе»

Игра «Цепочка» (слог)  - 1 лист

3.

Игра «Наоборот» (картинки)

Игра «Спасем зайку от лисы»

4.

Игра «Солнышки»

Игра «Назови детенышей» - 1 лист

Октябрь

5.

Игра «Подбери пару и объясни»

Составление рассказа «День рождения цыпленка»

6.

Игра «Подарки»

Игра «Цепочка»  (звук) - 2 лист

7.

Игра «Скажи по-другому» 1- 9 листы

Игра «Кто  в домике живет?»

8.

Игра «Назови детенышей» - 2 лист

Игра «Лисенок считает»

Ноябрь

9.

Игра «Загадки от зайчат»

Игра «Придумай загадку»  1 лист

10.

Викторина «В гостях у сказки»

11.

Игра «Определи звук»

Игра «Мы - художники»

12.

Игра «Рифмовочки»

Игра «Кто зимует?»

Декабрь

13.

Игра «Помоги Насте одеться»

Игра «Игрушки-музыканты»

14.

Игра «Что лишнее?» 1-6 лист

Игра «Пословицы»

15.

Игра «Засели домики» - 1 лист

Игра «Кто внимательный»  1-4 лист

16.

Игра «Наоборот» (сюжетные картинки) 1 – 2 лист

Игра «Снежинки»

Январь

17.

Игра «Слова-родственники»

Игра «Волшебная снежинка»

18.

Игра «Ассоциации» - 1- 3 лист

Игра «Придумай загадку» -  2 лист

19.

Игра «Что? Где? Когда?»

20.

Игра «Засели домики» - 2 лист

Игра «Кто внимательный»  5-8 лист

Февраль

21.

Игра «Кто что делает?»

Игра «Скажи по-другому» - 10-18 лист

22.

Игра «Подбери слово»

Игра «Чего не стало» 1 лист

23.

Игра «Загадки от сказочных героев»

Составление рассказа «Обознался»

24.

Игра «Засели домики» - 3 лист

Игра «Чем отличаются слова?» 1-6 лист

Март

25.

Игра «Наоборот» (сюжетные картинки) -3-4 лист

Игра «Какой? Какая? Какое?»

26.

Игра «Кого можно увидеть?»

Игра «Собери слово»

27.

Игра «Что лишнее?»  7-12лист

Составление рассказа по картине «Мамин помощник»

28.

Брейн-ринг  «Речецветик»

Апрель

29.

Игра «Засели домики» - 4 лист

Игра «Чем отличаются слова?» 7-12 лист

30.

Игра «Наоборот» (слова) - 1-10 лист

Игра «Разложи предметы»

31.

Игра «Чего не стало?» - 2 лист

Игра «Положи на место»

32.

Игра «Ассоциации» - 4-6 лист

Составление рассказа «Скворцы прилетели»

Май

33.

Игра «Мой, моя, моё, мои»

Составление рассказа «Щенок»

34.

Игра «Наоборот» (слова) – 11-20 лист

Игра «Можно ли так говорить?»

35.

Игра «Почему так говорят?»

Составление рассказа «Вот так кактус»

36.

Речевая олимпиада

 

3.  Содержание пособия

Месяц

Игра

(программное содержание, ход)

Сентябрь

1.

Вводное

Цель: Познакомить детей с интерактивной доской (ИД), сдоступными ребенку действия на ней, упражнять в их совершении, создать интерес к техническому устройству.

Ход: Педагог демонстрирует интерактивную доску, рассказывает, что на ней можно делать, сопровождая свои слова показом (рисовать, писать, составлять  объект из геометрических фигур, вставлять картинки в рисунок и перемещать их). Знакомит с инструментарием: стилус, маркеры. Детям предлагается выполнить некоторые действия на доске (совместное создание рисунка с включением готовых картинок).

2.

Игра «На дворе»

Цель:Упражнять  детей различать звуки «с» и «ц», отчетливо и внятно произносить слова с ними, выделять эти звуки в словах.

Ход:На доске картинка с двумя заборами  и несколько картинок с животными, в названии которых есть звуки «с» и «ц». Детям предлагается определить наличие одного или второго звука в слове, отчетливо произнести с выделением этого звука и поместить в свой двор.

Игра «Цепочка»

Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным слогом, выделять первый и последний слог в слове.

Ход: НаИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько.Педагог предлагает выделить последний слог в демонстрируемом слове и  выбрать  среди множества картинок слово, которое начинается на этот слог. Затем перенести стилусом  выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку.Проверка с помощью смайла - проверки. Он сдвигается – под ним верный ответ.

 

3.

Игра «Наоборот»(предметные картинки)

Цель: Упражнять в подборе слов  с противоположным значением.

Ход: Предлагается рассмотреть картинки, определить какие из них составляют пару. Ребеноксоединяет маркером, стилусом парные картинки, и называет слова антонимы. За правильно подобранную пару раздаются поощрительные слова. В игре 4 страницы – 16 пар слов.

Игра «Спасем зайку от лисы»

Цель:Упражнять в умении подбирать определения и действия к одушевленному существительному (заяц), активизировать в речи употребление имен прилагательных и глаголов.

Ход:  Педагог говорит: «Ребята за зайкой гонится лиса. Давайте поможем ему убежать. Вам надо будет ответить на мои вопросы,  и на каждый правильный ответ зайка будет делать прыжок от лисы. За неверное слово – лиса делает шаг к зайцу.»

Примерные вопросы: Какой заяц, какими словами можно сказать о нем? (серый, мягкий, пушистый, трусливый, быстрый, осторожный, длинноухий, черноносый и т.д.) Какая шерсть у зайца? (мягкая, гладкая, нежная и т.д.)Какие у него уши? (длинные). Какие у него ноги? (быстрые, сильные). Что умеет делать заяц? (прыгать, скакать, бегать и т.д.) Как он прыгает? (быстро, ловко и т.д.)

 

4.

Игра «Солнышки»

Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов

Ход:На доске два солнышка, но без лучиков. Педагог предлагает рассмотреть картинки, которые внутри них (дом и лес) и придумать к каждому слова-родственники. Ребенок около доски на каждое придуманное слово рисует один лучик. Мотивация – чтобы солнышко было яркое надо как можно больше лучиков.

Игра «Назови детенышей» 1 лист

Цель:Упражнять в образовании названий детенышей домашних животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Ход: На ИД представлены картинки животных и их детенышей. Ребенок должен выбрать одно животное, с помощью стиласа соединить  его со своими детенышами,  и сказать кто у кого есть» («У собаки – щенята, у собаки много щенят.У коровы телята, у коровы много телят» и т.д.).

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталья
Просмотров: 1944 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 4
avatar
1 pitachek • 10:42, 23.09.2014
Классные простые игры для понимания.
avatar
2 marina10061973 • 20:56, 28.09.2014
Большая работа, все в системе. Молодец. Желаю дальнейших успехов
avatar
3 познавайка • 11:41, 01.10.2014
Материал отличается высокой информативностью, тематической широтой и комплексным подходом к реализации и решению поставленной проблемы. Данная работа, несомненно, имеет методическое и практическое значение, поможет педагогам нашего дошкольного учреждения организовать работу в данном направлении. Молодец!
avatar
4 sshutyleva • 22:00, 02.10.2014
Интересный практический материал, много находок, использование нетрадиционных форм.
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz