Пособие для воспитателей по речевому развитию
детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски
"Играем словами"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с низким уровнем развития речи и различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов.
Нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечаются нарушения в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений с неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.
Анализ современных программ дошкольного образования «Детство»(Акулова О.В.,Бабаева Т.И., Березина Т.Л. и др), «Из детства в отрочество»(Доронова Т.Н., Голубева Л.Г., ГризикТ.И. и др.) показал, что авторы подходят системно к развитию речи, выделяя разделы, такие как словарь, грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура речи, используют различные средства активизации речевой деятельности дошкольников. Так в образовательной программе «Развитие» (под ред. О.М. Дьяченко) раздел «Развитие речи» объединен с разделом «Ознакомление с художественной литературой» и делается акцент на развитие умственных способностей детей. Вместе с тем анализ программных задач по разделу «Основные средства литературно-речевой деятельности» позволяет выявить ряд особенностей, которые вызывают определенные проблемы в организации образовательной работы по речевому развитию дошкольников:
- не представлена система взаимосвязанных речевых задач, предполагающая усложнения, как на разных возрастных этапах, так и внутри каждой возрастной группы;
- не раскрывается содержание (и его усложнение) в работе над программным ядром в разных задачах: в связной речи – связывание предложений, в словарной работе – смысловая сторона слова, в грамматике – формирование языковых обобщений;
- в планах непосредственно образовательной деятельности задачи по освоению средств речевой деятельности носят эпизодический характер, а в описании хода занятий отсутствуют приемы и методы по их реализации.
Современные существующие программы по речевому развитию дошкольников такие как «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С. Ушакова), «Учимся рассуждать» ( Л.Г. Шадрина и др.), «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте» (Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова) реализуются через организацию НОД с использованием дидактических игр, упражнений, наглядных средств. Использование современных информационных технологий в данных программах не предусмотрено, тогда как современный дошкольник уже с раннего детства знакомится с разными электронными устройствами - компьютером, планшетом, игровыми приставками, которые вызывают у него большой интерес и желание действовать с ними.
Пособие «Играем словами» направлено на развитие речи детей 6-7 лет посредством электронных дидактических игр с использованием интерактивной доски. Оно разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также с учетом основных принципов и возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Новизна данного пособия заключается в осуществлении речевого развития дошкольников с использованием инновационных информационно-коммуникативных технологий.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Вследствие этого информационные средства обучения становятся в детском саду ядром развивающей предметной среды, и рассматриваются не как отдельные обучающие игровые устройства, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями воспитательно-образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Цель пособия: развитие речи детей старшего возраста посредством информационных технологий.
Задачи:
Образовательные
(связаны с овладением детьми основами речевой деятельности)
- Развивать все компоненты устной речи детей:
а) звуковую культуру речи
- совершенствовать речевой слух;
- закреплять навык четкой, правильной и выразительной речи;
б) словарный состав родного языка
- обогащать и активизировать словарь;
- уточнять значения синонимов, антонимов и многозначных слов как в прямом, так и в переносном смысле;
- формировать навык точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления его в любом контексте;
в) грамматический строй речи
- учить правильно ставить слова в падежные формы;
- учить продуктивным способам словообразования, умению подбирать однокоренные слова;
- формировать в речи сложные предложения, умение выстраивать слова в правильном порядке, грамотно согласовывать слова в роде, числе, падеже;
г) связную речь
- учить строить диалог с использованием разнообразных языковых схем в соответствии с ситуацией;
- формировать умение строить разные типы монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру.
- Познакомить детей с возможностями компьютерных технологий.
- Формировать навыки работы с интерактивной доской, на компьютере.
Развивающие
(связаны с совершенствованием общих способностей и приобретением детьми умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания дидактических игр)
- Развивать личность ребёнка, его способности путём самостоятельного и коллективного решения поставленных задач.
- Развивать познавательную и творческую активность детей, любознательность, воображение, образное мышление.
- Развивать интерес к выразительным средствам родного языка и умение использовать их в речи.
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми; умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение.
Воспитательные
(связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания дидактических игр; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе)
- Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимодействию и сотрудничеству с педагогами и сверстниками;
- Воспитывать культуру общения.
- Воспитывать умение вступать в соревнование, адекватно относиться к выигрышу и поражению.
Особенности развития детей старшего возраста
У детей 6-7 лет достаточно развита речь.
В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, четко артикулируют слова, соблюдая нормы литературного произношения.
К этому возрасту у детей накапливается достаточный запас слов (3,5 – 7 тысяч). В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.
Но словарь требует качественной шлифовки: увеличение лексического запаса словами сходного, противоположного значения, а также многозначными словами. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.
В 6-7 лет практически завершается усвоение грамматической стороны речи. Увеличивается доля простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
В диалогической речи дети прибегают к краткому или развернутому ответу в зависимости от вопроса. Овладевают умением отбирать нужные сведения и находить целесообразную форму их выражения в связном повествовании.
В данном возрасте у детей развито умение последовательно и четко оставлять описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему. Однако, еще недостаточно сформированы навыки передавать свое отношение к описываемым событиям и явлениям, оценивать содержание, делать выводы. Дети активно осваивают построение разных типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания.
Вместе с тем можно отметить и трудности, которые встречаются у отдельных детей: проблемы с произношением сонорных и шипящих звуков, сложности с образованием родительного падежа во множественном числе имен существительных, трудности при согласовании некоторых групп слов. Дошкольники испытывают затруднение при построении сложных синтаксических конструкций. Что касается связной речи, основные недостатки относятся к неумению построить связный текст с соблюдением всех структурных компонентов (начало, середина, конец).
Принципы:
- принцип наглядности обеспечивается грамотной речью педагога, использованием наглядных средств;
- принцип сотрудничества предполагает взаимопомощь со стороны взрослых и детей;
- принцип доступности достигается учетом возрастных способностей детей;
- принцип заинтересованности детей обеспечивается использованием технических средств (компьютеры, интерактивная доска), направленных на повышение мотивации детей к речевой деятельности.
Формы и режим занятий
Наиболее оптимальной формой является кружковая или клубная деятельность.
Основная форма организации работы в рамках решения задач – непосредственно образовательная деятельность в оборудованном кабинете (компьютерный класс).
Непосредственно образовательная деятельность проводится небольшой группой (10-12 человек), 1 раз в неделю. Длительность – 20-25 минут. Длительность работы детей с интерактивной доской или компьютерами – 15 минут.
Рекомендуемая структура построения непосредственно образовательной
деятельности в традиционной форме :
- мотивация, постановка цели, введение в задание;
- артикуляционная гимнастика (Приложение №1);
- 2 дидактические игры по развитию речи с использованием интерактивной доски (представлены в перспективно-календарном плане);
-игры и упражнения на закрепление;
- подведение итогов: анализ и самоанализ;
- зрительная гимнастика (Приложение №2).
С целью совершенствования всех сторон устной речи также используются и нетрадиционные формы непосредственно образовательной деятельности, такие как викторина, брейн-ринг, игра «Что? Где? Когда?», олимпиада. Проведение нетрадиционных форм речевого развития позволяет формировать умение использовать речевые навыки в новой нестандартной обстановке, способствует развитию свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми, формированию умения взаимодействовать с партнером общения и анализировать свое речевое поведение.
Непосредственно образовательная деятельность в нетрадиционной форме проводится 4 раза в год.
Методы работы
Используются три группы методов:
- наглядные (наблюдение, рассматривание),
- словесные (беседа, рассказывание, объяснение),
- практические (игры, упражнения).
Это деление крайне условно. Наглядные методы сопровождаются словесной инструкцией, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словесными указаниями, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, словесных или практических действий как источника и основы высказывания.
В рамках программы активно используется информационно-коммуникативные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только познакомить ребенка с большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго удерживают внимание ребенка в рамках образовательной деятельности;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- расширяются профессиональная компетентность и творческие возможности современного педагога.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет воспитателю перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Система дидактических речевых игр с использованием компьютеров, интерактивной доски направляет педагогическую работу на формирование у детей умения точно использовать слова и словосочетания, осмысленно находить правильную грамматическую форму, строить предложения разных конструкций, что является сутью познавательно-речевого развития детей.
Организация работы с интерактивной доской
Организуя работу по речевому развитию детей с использованием интерактивной доски необходимо:
- при составлении дидактических игр с использованием интерактивной доски учитывать имеющиеся у детей знания, полученные на традиционных занятиях в процессе освоения основной образовательной программы;
- использовать вариативные способы организации детей у интерактивной доски при выполнении задания:
- подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задание на ней (по цепочке);
- выполняют задание одновременно 3-4 ребенка, используя маркеры, при этом используется все пространство доски;
- дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание на доске;
- ребенок самостоятельно выполняет задание на интерактивной доске, а остальные дети, осуществляющие деятельность на рабочем месте, проверяют и оценивают правильность выполнения задания, используя «сигнальные карты», с последующим доказательством;
- дети с рабочего места дают задания ребенку, работающему на интерактивной доске;
- один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание;
3. включать в инструкцию по выполнению задания на интерактивной доске речевые клише: «Назови и объясни…», «Докажи правильность ответа», «Выбери и объясни…», «Объясни, почему так нельзя сказать?», «Назови другие слова», «Скажи по-другому» и др.;
- использовать анализ и самоанализ речевой деятельности;
- с целью развития технологических навыков усложнять приемы работы с интерактивной доской и закреплять в речи соответствующие понятные детям термины: стилус (компьютерная мышь), функции интерактивной доски – шторка, фокус, панель инструментов Mimio.
Материально-техническое обеспечение
- специально оборудованное помещение (компьютернo-игровой класс);
- персональные компьютеры;
- интерактивная доска;
- медиатека (дидактические речевые игры в электронном виде).
Санитарно-гигиенические требования:
В соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций».
Ожидаемый результат освоения предлагаемого материала детьми 7 лет
- Достаточно хорошо владеет устной речью. Может выражать свои чувства, желания, мысли; строить речевые высказывания в ситуации общения.
- Имеет правильное звукопроизношение в процессе повседневного общения; различает на слух все звуки родного языка. Может произносить фразы с разной силой голоса, в разном темпе, с разной интонацией.
- Понимает смысловую сторону слова; владеет достаточным запасом синонимов и антонимов; умеет подбирать наиболее точные слова, подходящие к ситуации. Понимает смысловую сторону многозначных слов и употребляет их в речи.
- Образует разные грамматические формы слова (число, род, падеж, время, наклонение) и правильно согласовывает. Верно употребляет в речи местоимения, числительные, наречия. Пользуется разными способами словообразования, умеют подбирать однокоренные слова. Употребляет в речи простые распространенные и сложные предложения.
- Умеет строить диалог (может спросить, ответить, объяснить, попросить) в соответствии с ситуацией. Владеет умением строить разные типы монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Может пересказывать литературные произведения, используя авторские средства выразительности. Умеет внимательно слушать рассказы сверстников. Помогает им в случае затруднения, замечает речевые и логические ошибки, исправляет их.
- Владеет основными навыками работы на компьютере и интерактивной доске.
Формами оценки результатов освоения речевых задач могут быть наблюдения за детьми в процессе непосредственно образовательной деятельности, беседы, игры, диагностика.
Для диагностики развития речи рекомендуется использовать методики обследования речевого развития детей 6-7 лет к программе
О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду». Диагностика речевого развития воспитанников проводится два раза в год – в начале и конце учебного года – индивидуально с каждым ребенком (Приложение №5).
Для определения технологических навыков работы на интерактивной доске предлагается использовать карту наблюдений. Диагностика (авторы Бартошевич Т.И., Ерыкова Н.А.) проводится в конце учебного года (Приложение № 4).
В качестве форм подведения итогов используются нетрадиционные виды непосредственно образовательной деятельности: викторина, брейн-ринг, игра «Что? Где? Когда?», олимпиада.
Данное пособие было апробировано в детском саду № 140 «Златовласка» в течение трех лет. Может использоваться для кружковой работы, как часть непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в рамках реализации вариативной части основной общеобразовательной программы детского сада, для реализации дополнительного образования дошкольников.
1.Учебно-тематический план
№
|
Разделы и темы
|
Игра
|
Кол.
НОД
|
1
|
Вводное
|
Знакомство с инструментарием: интерактивная доска, стилус, маркеры.
Знакомство с функциями интерактивной доски, упражнение в их использовании.
|
1
|
2
|
Звуковая культура речи
|
Игра «На дворе»
Игра «Цепочка» (слог) 1 лист
|
7
|
Игра «Подарки»
Игра «Цепочка» (звук) - 2 лист
|
Игра «Определи звук»
Игра «Мы - художники»
|
Игра «Засели домики» - 1 лист
Игра «Кто внимательный» 1-4 лист
|
Игра «Засели домики» - 2 лист
Игра «Кто внимательный» 5-8 лист
|
Игра «Засели домики» - 3 лист
Игра «Чем отличаются слова» 1-6 л.
|
Игра «Засели домики» - 4 лист
Игра «Чем отличаются слова»7-12 л.
|
3
|
Словарь
|
Игра «Спасем зайку от лисы»»
Игра «Наоборот» (предметные картинки)
|
8
|
Игра «Скажи по-другому» 1-9 лист
Игра «Кто в домике живет?»
|
Игра «Рифмовочки»
Игра «Кто зимует?»
|
Игра «Снежинки»
Игра «Наоборот» (сюжетные картинки) 1- 2 лист
|
Игра «Скажи по-другому»10-18 лист
Игра «Кто что делает?»
|
Игра «Наоборот» (сюжетные картинки) 3-4 лист
Игра «Какой? Какая? Какое?»
|
Игра «Наоборот» (слова) - 1-10 лист Игра «Разложи предметы»
|
Игра «Наоборот» (слова) – 11-20 лист
Игра «Можно ли так говорить?»
|
4
|
Грамматический строй речи
|
Игра «Солнышки»
Игра «Назови детенышей» - 1 лист
|
7
|
Игра «Назови детенышей» - 2 лист Игра «Лисенок считает»
|
Игра «Игрушки-музыканты»
Игра «Помоги Насте одеться»
|
Игра «Слова-родственники»
Игра «Волшебная снежинка»
|
Игра «Подбери слово»
Игра «Чего не стало» 1 лист
|
Игра «Кого можно увидеть?»
Игра «Собери слово»
|
Игра «Чего не стало?» - 2 лист
Игра «Положи на место»
|
5
|
Связная речь
|
Игра «Подбери пару и объясни»
Составление рассказа «День рождения цыпленка»
|
9
|
Игра «Загадки от зайчат»
Игра «Придумай загадку» 1 лист
|
Игра «Что лишнее?» 1-6 лист
Игра «Пословицы»
|
Игра «Ассоциации» - 1-3 лист
Игра «Придумай загадку» - 2 лист
|
Игра «Загадки от сказочных героев»
Составление рассказа «Обознался»
|
Игра «Что лишнее?» 7-12 лист
Составление рассказа «Мамин помощник»
|
Игра «Ассоциации» - 4-6 лист
Составление рассказа «Скворцы прилетели»
|
Игра «Почему так говорят?»
Составление рассказа «Вот так кактус»
|
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Составление рассказа «Щенок»
|
6
|
Нетрадиционные формы речевого развития
|
Викторина «В гостях у сказки»
Брейн-ринг «Речецветик»
Игра «Что? Где? Когда?»
Речевая олимпиада
|
4
|
Итого
|
36
|
2. Перспективный план
Месяц
|
№
|
Игра
|
Сентябрь
|
1.
|
Вводное
Знакомство с с инструментарием: интерактивная доска, стилус, маркеры.
Знакомство с функциями интерактивной доски, упражнение в их использовании.
|
2.
|
Игра «На дворе»
|
Игра «Цепочка» (слог) - 1 лист
|
3.
|
Игра «Наоборот» (картинки)
|
Игра «Спасем зайку от лисы»
|
4.
|
Игра «Солнышки»
|
Игра «Назови детенышей» - 1 лист
|
Октябрь
|
5.
|
Игра «Подбери пару и объясни»
|
Составление рассказа «День рождения цыпленка»
|
6.
|
Игра «Подарки»
|
Игра «Цепочка» (звук) - 2 лист
|
7.
|
Игра «Скажи по-другому» 1- 9 листы
|
Игра «Кто в домике живет?»
|
8.
|
Игра «Назови детенышей» - 2 лист
|
Игра «Лисенок считает»
|
Ноябрь
|
9.
|
Игра «Загадки от зайчат»
|
Игра «Придумай загадку» 1 лист
|
10.
|
Викторина «В гостях у сказки»
|
11.
|
Игра «Определи звук»
|
Игра «Мы - художники»
|
12.
|
Игра «Рифмовочки»
|
Игра «Кто зимует?»
|
Декабрь
|
13.
|
Игра «Помоги Насте одеться»
|
Игра «Игрушки-музыканты»
|
14.
|
Игра «Что лишнее?» 1-6 лист
|
Игра «Пословицы»
|
15.
|
Игра «Засели домики» - 1 лист
|
Игра «Кто внимательный» 1-4 лист
|
16.
|
Игра «Наоборот» (сюжетные картинки) 1 – 2 лист
|
Игра «Снежинки»
|
Январь
|
17.
|
Игра «Слова-родственники»
|
Игра «Волшебная снежинка»
|
18.
|
Игра «Ассоциации» - 1- 3 лист
|
Игра «Придумай загадку» - 2 лист
|
19.
|
Игра «Что? Где? Когда?»
|
20.
|
Игра «Засели домики» - 2 лист
|
Игра «Кто внимательный» 5-8 лист
|
Февраль
|
21.
|
Игра «Кто что делает?»
|
Игра «Скажи по-другому» - 10-18 лист
|
22.
|
Игра «Подбери слово»
|
Игра «Чего не стало» 1 лист
|
23.
|
Игра «Загадки от сказочных героев»
|
Составление рассказа «Обознался»
|
24.
|
Игра «Засели домики» - 3 лист
|
Игра «Чем отличаются слова?» 1-6 лист
|
Март
|
25.
|
Игра «Наоборот» (сюжетные картинки) -3-4 лист
|
Игра «Какой? Какая? Какое?»
|
26.
|
Игра «Кого можно увидеть?»
|
Игра «Собери слово»
|
27.
|
Игра «Что лишнее?» 7-12лист
|
Составление рассказа по картине «Мамин помощник»
|
28.
|
Брейн-ринг «Речецветик»
|
Апрель
|
29.
|
Игра «Засели домики» - 4 лист
|
Игра «Чем отличаются слова?» 7-12 лист
|
30.
|
Игра «Наоборот» (слова) - 1-10 лист
|
Игра «Разложи предметы»
|
31.
|
Игра «Чего не стало?» - 2 лист
|
Игра «Положи на место»
|
32.
|
Игра «Ассоциации» - 4-6 лист
|
Составление рассказа «Скворцы прилетели»
|
Май
|
33.
|
Игра «Мой, моя, моё, мои»
|
Составление рассказа «Щенок»
|
34.
|
Игра «Наоборот» (слова) – 11-20 лист
|
Игра «Можно ли так говорить?»
|
35.
|
Игра «Почему так говорят?»
|
Составление рассказа «Вот так кактус»
|
36.
|
Речевая олимпиада
|
3. Содержание пособия
Месяц
|
№
|
Игра
(программное содержание, ход)
|
Сентябрь
|
1.
|
Вводное
Цель: Познакомить детей с интерактивной доской (ИД), сдоступными ребенку действия на ней, упражнять в их совершении, создать интерес к техническому устройству.
Ход: Педагог демонстрирует интерактивную доску, рассказывает, что на ней можно делать, сопровождая свои слова показом (рисовать, писать, составлять объект из геометрических фигур, вставлять картинки в рисунок и перемещать их). Знакомит с инструментарием: стилус, маркеры. Детям предлагается выполнить некоторые действия на доске (совместное создание рисунка с включением готовых картинок).
|
2.
|
Игра «На дворе»
Цель:Упражнять детей различать звуки «с» и «ц», отчетливо и внятно произносить слова с ними, выделять эти звуки в словах.
Ход:На доске картинка с двумя заборами и несколько картинок с животными, в названии которых есть звуки «с» и «ц». Детям предлагается определить наличие одного или второго звука в слове, отчетливо произнести с выделением этого звука и поместить в свой двор.
|
Игра «Цепочка»
Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным слогом, выделять первый и последний слог в слове.
Ход: НаИД представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько.Педагог предлагает выделить последний слог в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот слог. Затем перенести стилусом выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку.Проверка с помощью смайла - проверки. Он сдвигается – под ним верный ответ.
|
3.
|
Игра «Наоборот»(предметные картинки)
Цель: Упражнять в подборе слов с противоположным значением.
Ход: Предлагается рассмотреть картинки, определить какие из них составляют пару. Ребеноксоединяет маркером, стилусом парные картинки, и называет слова антонимы. За правильно подобранную пару раздаются поощрительные слова. В игре 4 страницы – 16 пар слов.
|
Игра «Спасем зайку от лисы»
Цель:Упражнять в умении подбирать определения и действия к одушевленному существительному (заяц), активизировать в речи употребление имен прилагательных и глаголов.
Ход: Педагог говорит: «Ребята за зайкой гонится лиса. Давайте поможем ему убежать. Вам надо будет ответить на мои вопросы, и на каждый правильный ответ зайка будет делать прыжок от лисы. За неверное слово – лиса делает шаг к зайцу.»
Примерные вопросы: Какой заяц, какими словами можно сказать о нем? (серый, мягкий, пушистый, трусливый, быстрый, осторожный, длинноухий, черноносый и т.д.) Какая шерсть у зайца? (мягкая, гладкая, нежная и т.д.)Какие у него уши? (длинные). Какие у него ноги? (быстрые, сильные). Что умеет делать заяц? (прыгать, скакать, бегать и т.д.) Как он прыгает? (быстро, ловко и т.д.)
|
4.
|
Игра «Солнышки»
Цель: Упражнять в подборе однокоренных слов
Ход:На доске два солнышка, но без лучиков. Педагог предлагает рассмотреть картинки, которые внутри них (дом и лес) и придумать к каждому слова-родственники. Ребенок около доски на каждое придуманное слово рисует один лучик. Мотивация – чтобы солнышко было яркое надо как можно больше лучиков.
|
Игра «Назови детенышей» 1 лист
Цель:Упражнять в образовании названий детенышей домашних животных в именительном и родительном падежах множественного числа.
Ход: На ИД представлены картинки животных и их детенышей. Ребенок должен выбрать одно животное, с помощью стиласа соединить его со своими детенышами, и сказать кто у кого есть» («У собаки – щенята, у собаки много щенят.У коровы телята, у коровы много телят» и т.д.).
|
|