Пособие для воспитателей по речевому развитию
детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски
"Играем словами"
Приложение №1
Упражнения для артикуляционной гимнастики
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
- Длительность артикуляционной гимнастики - до 5 минут.
- В комплекс должно входить 4—5 упражнений: 2—3 статических и 2—3 динамических.
- Динамическое упражнение выполняется по 4-5 раз.
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Взрослый показывает выполнение упражнения.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Примерные комплексы артикуляционной гимнастики.
Комплекс № 1.
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Дятел»;
«Лошадка».
Комплекс № 2.
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Вкусное варенье»;
«Лошадка».
Упражнения для артикуляционной гимнастики.
Статические упражнения для губ.
- Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
- Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
- Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
- Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
- Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.
- Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Динамические упражнения для губ.
- Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
- Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
- Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
- Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
- Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
- Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
- Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
- Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
- Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.
Упражнения для губ и щек.
- Покусывание, похлопывание и растирание щек.
- Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
- Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
- Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка.
- Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
- Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
- Иголочка. (Стрелочка; Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
- Горка (Киска сердится).
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
- Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
- Грибок.
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Динамические упражнения для языка.
- Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
- Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- Футбол (Спрячь конфетку).
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
- Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается вглубь рта.
- Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
- Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
- Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
- Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
- Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Артикуляционные упражнения в стихах.
«Ковшик»
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок – баловничок,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем свой покажи.
«Показать язык»
Язык наш нужно показать,
Сначала зубкам волю дать.
Та-Та-Та
(покусать кончить языка)
Заморились уже зубы,
Пусть язык покажут губы.
Пя-Пя-Пя
(пошлепать кончик языка).
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
(счет до 10 – язык расслаблен).
«Часики»
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
«Почистим зубы»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
«Гармошка»
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Приложение №2
Упражнения для зрительной гимнастики
Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.
Гимнастику для глаз проводят со всеми детьми от 3-х до 5-ти мин.
Основные рекомендуемые упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):
- вправо – влево;
- вверх – вниз;
- далеко – близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу – слева – направо;
- по диагонали – снизу – вверх;
- по диагонали – сверху – вниз.
Условия проведения зрительной гимнастики:
- Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
- Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.
- Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям, с использованием стишков, потешек. На первых занятиях педагог одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, на последующих - дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом.
При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:
- сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;
- следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;
- сосредоточить все внимание на глазах;
- если ребенок в очках, всегда снимать их;
- после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть, закрыть глаза на несколько секунд и часто поморгать.
Можно после зрительной гимнастики использовать гримасы для снятия напряжения лицевых мышц. Например, гримасочка ежика – губки вытянуты вперед, влево – вправо – вверх – вниз вытянутыми губками пошевелить-подвигать, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. Каждый ребенок выполняет самостоятельно, то есть, как он представляет ежика. Сделать несколько раз. Можно изобразить бульдога, волка (хмурого, вечно не в настроении). Также можно предложить детям изобразить Чебурашку – удивляется, повыше бровки поднять, как будто вы услышали что-то неприятное.
Комплексы зрительной гимнастики в стихах
№1 «Тренировка»
(дети выполняют движения в соответствии с текстом )
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
№2 «Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
(Посмотреть влево- вправо.
Посмотреть вниз - вверх
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз
Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз. Повторить 2 раза.)
№3 «Елка».
Вот стоит большая ёлка,
Вот такой высоты.
(выполняют движения глазами снизу вверх.)
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
(выполняются движения глазами слева направо.)
Есть на елке даже шишки,
(глаза вверх.)
А внизу - берлога мишки.
(глаза вниз.)
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
(прикрывают глаза.)
№4 «Ослик»
(дети совершают движения глазами в соответствии с текстом)
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу - свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва,
(выполняются круговые движения глазами.)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
(закрывают глаза.)
№5 «Грибочки»
Шляпки опят, как монетки горят.
(дети смотрят вдаль.)
Рябит от шляпок в глазах у ребят.
(часто моргают глазами.)
№6 «Осенний лес»
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес.
(выполняют круговые движения глазами.)
Слева – сосны, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
(выполняют движения глазами вверх – вниз.)
№7 «Птицы на дворе»
Перед нами петушок –
(дети смотрят перед собой.)
Он с земли зерно клюет.
Слева – курица идет,
Справа – уточка плывет.
Сверху солнце ярко светит,
Согревает всех на свете.
(смотрят влево, вправо, вверх.)
№8 «Машины»
По городу мчатся с утра и до ночи
Машины всех марок, красивые очень.
(дети выполняют круговые движения глазами.)
Поедут направо, налево, кругом-
(выполняют движения глазами влево, вправо.)
Свободны машины и ночью и днем.
(хлопают глазами.)
№9 «Веселый мяч»
Веселый мяч помчался вскачь. (дети смотрят вдаль.)
Покатился в огород,
Докатился до ворот, (смотрят на кончик носа, вдаль.)
Покатился под ворота, (смотрят вниз.)
Добежал до поворота. (выполняют круговые движения глазами.)
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все. (закрывают глаза.)
№10 (движения выполняются по тексту)
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Посмотри на кончик носа
И в «межбровье» посмотри.
Круг, квадрат и треугольник
По три раза повтори.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
№11 «Хомка»
(движения глаз по тексту)
Хомка - хомка хомячок ,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт
Глазки свои хомка трет.
Поморгает – раз, два, три
Вдох и выдох. Посмотри
Далеко ручей бежит,
На носу комар пищит.
Смотрит хомка выше, ниже,
Вправо, влево, дальше, ближе…
Осмотрел он все кругом
Прыг! и в норочку бегом!
№12 "Отдыхалочка"
Мы играли, рисовали
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
№13 "Ночь"
Ночь. Темно на улице.
(выполняют действия по тексту)
Надо нам зажмуриться.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно.
Вправо - влево посмотрите,
Вниз и вверх все поглядите.
Отдохнули? Хорошо.
Повторяем все еще.
№14 "Весёлая неделька
Понедельник
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение)).
Вторник
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Среда
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
Пятница
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Суббота
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
Воскресенье
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Приложение № 3
Конспект брейн-ринга «Речецветик»
Программное содержание:
о/о «Речевое развитие»
- Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком в определенном местоположении.
- Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию.
- Закреплять знания антонимов, умение их подбирать.
- Закреплять умение понимать значение фразеологизмов.
- Упражнять в развитии ассоциативного ряда, развивать речь-рассуждение.
- Упражнять в отгадывании ребусов, прививать интерес к головоломкам.
о/о «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать умение взаимодействовать в команде для достижения лучшего результата, взаимопомощь, здоровое чувство соперничества.
- Развивать произвольность поведения: соблюдение правил игры и принятие ее результатов.
Материалы и оборудование:
- Интерактивная приставка Mimio.
- Задание «Рифмовочки» в электронном варианте (программа Mimio).
- Задание «Наоборот» 2 листа в электронном варианте (программа Mimio).
- Задание «Отгадай слово» 2 листа в электронном варианте (программа Mimio).
- Задание «Занимательные ребусы» 2 листа в электронном варианте (программа Mimio).
- «Слоговые таблицы» – на каждого ребенка.
- Листы бумаги, маркеры.
- Медали «Победитель брейн-ринга «Речецветик» и «Молодец» по количеству детей.
Ход:
Сегодня у нас проходит брейн-ринг «Речецветик». Две команды будут соревноваться между собой. И на пути к победе выполнят много заданий: будут отгадывать ребусы, составлять слова, придумывать рифмы.
Вы готовы? Тогда давайте представимся. Это команда … , капитан … и команда …, капитан …
Наш девиз: «Будем честно мы сражаться
Проиграв, не обижаться,
Победив, не зазнаваться!»
Давайте обсудим правила игры:
- Внимательно слушать задания;
- Задания будут двух видов:
- задание каждой команде свое и дается некоторое время на обсуждение; как только готовы - капитан поднимает руку и говорит, кто будет отвечать;
- одно задание для обеих команд – надо дать как можно больше
ответов на этот вопрос, отвечать может любой член команды как
можно быстрее;
- Уважительно вести себя во время ответа соперников (не мешать, не перебивать).
Разрешите представить вам наше доброжелательное и всевидящее жюри, которое обязательно услышит ваши правильные и не очень (если такие будут) ответы и справедливо оценит их (представление жюри).
Итак, начинаем.
1 задание – «Кто больше придумает слов?»
Это разминочное задание одно для обеих команд. Придумайте и назовите слова, в которых звуки «д» или «дь» стоят первыми (дом, дача, дог, Дима, дуб, дубрава, деньги и т.д.); вторыми (сдача, удача, удочка и т.д.); третьими (мода, радуга, падать, ходить и т.д.); последними (дождь). За каждое слово команда получает балл.
Молодцы. Немного разогрелись. Вижу, команды настроены на борьбу. Продолжаем.
2 задание – «Рифмовочки».
Это задание тоже будет одним для обеих команд. Внимание на интерактивную доску. Вы видите рулетку и закрытые шторки, расположенные по кругу. От каждой команды по очереди будет выходить участник – запускать рулетку, открывать шторку, напротив, которой остановилась стрелка. Там и будет спрятана картинка, к ее названию надо подобрать рифму. За каждую рифму – жюри начислит балл команде.
(Слова – фонарик, пирожок, огурец, лягушка).
3 задание – «Составь слово».
А сейчас предлагаю поработать сообща внутри команды. Каждой команде будет дана одинаковая «слоговая таблица». Команда обсуждает – какие слова можно составить из слогов, которые в ней есть. У капитана – лист с маркером – он должен записать все ваши слова и по окончании работы прочитать их жюри. Та команда, которая найдет больше слов – получит балл. Время пошло.
4 задание – «Слова – наоборот»
И снова внимание на доску. В этом задании команды будут участвовать по очереди. Для каждой из них сейчас будет представлена своя пара картинок. Надо подобрать к ним как можно больше слов-наоборот. И первой мы даем отыграться той команде, которая в прошлом задании составила меньше слов. Начинает команда… Жюри прошу считать каждое словечко.
Сейчас я предлагаю нашим игрокам подвигаться, потанцевать под нашу любимую песенку «Солнышко лучистое».
Физминутка в сопровождении презентации (анимационные картинки двигаются и показывают разные упражнения детям).
5 задание – «Вот так слово…»
В этом задании вам опять надо будет посовещаться командой. И вспомнить как можно больше крытых фраз команде … со словом «руки», а команде … со словом «голова». У капитана лист с маркером – он записывает и потом зачитывает. У кого больше фраз – той команде справедливый балл. (Голова - вылетело из головы, морочить голову, как снег на голову, голова на плечах, с головы до пят, бежать сломя голову, ломать голову, потерять голову, ветер в голове, кругом идет голова, вскружить голову, высоко держать голову. Руки - из первых рук, золотые руки, не доходят руки, подвернуться под руку, рука не поднимается, держать себя в руках, как рукой сняло, махнуть рукой, руки чешутся, на руках носить, на скорую руку, легкая рука).
6 задание – «Отгадай слово» (ассоциации)
А на доске приготовлено еще одно для вас задание. Это игра «Отгадай слово». Она вам знакома. Команды снова работают по очереди. Начинает команда… Все три цепочки, которые вы сейчас видите для вас. Подумайте и обсудите, какое слово спряталось в каждой из них. Затем капитан сам или может назначить кого-то из команды выйдет к доске и озвучит свои варианты. Теперь команда … и вот новое задание для вас.
При безошибочном ответе обе команды зарабатывают по баллу.
7 задание – «Занимательные ребусы»
Последнее задание нашего брейн-ринга, которое может еще решить – кто же победит в этой борьбе. Поэтому призываю команды собраться для финального конкурса. На доске вы видите 4 ребуса. Два справа – для команды …, два слева для команды… Обсудите их разгадку сначала между собой, потом капитаны выйдут к доске и ее запишут. (Задание выполняется). А это была только разминка. Давайте-ка еще по паре ребусов отгадаем. У вас это хорошо получается.
На этом наш брейн-ринг «Речецветик» закончен. Вы достойно сражались и показали свои знания. Осталось выяснить - кто же победил. Слово жюри.
(Объявляется команда, которая победила в игре. Она награждается медалями с надписью – «победитель». Вторая команда награждается медалями с надписью – «молодец»).
Сегодня была достойная борьба, сегодня все большие молодцы. Давайте пожмем друг другу руки и вспомним наше девиз: «Будем честно мы
сражаться, проиграв, не обижаться, победив, не зазнаваться!»
До новых встреч!
Конспект речевой викторины «В гостях у сказки»
Программное содержание:
о/о «Речевое развитие»
- Закреплять умение толковать фразеологизмы.
- Упражнять в образовании новых слов разными способами: слиянием двух слов и с помощью суффиксов.
- Упражнять в подборе определений, однокоренных слов.
- Закреплять знание синонимов, антонимов, многозначных слов.
о/о «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать умение соревноваться друг с другом, отстаивать свою точку зрения.
- Развивать произвольность поведения: соблюдение правил игры и принятие ее результатов.
Материалы и оборудование:
- Интерактивная приставка Mimio
- Поле для выбора задания - «Шарики» в электронном варианте (программа Mimio)
- Две картинки (лиса, заяц) в электронном варианте (программа Mimio)
- Задание «Сказочный словарь» в электронном варианте (программа Mimio)
- Задание «Скажи ласково» в электронном варианте (программа Mimio)
- Медали – 3 шт.
Ход:
Ребята, я приглашаю вас поучаствовать в речевой викторине «В гостях у сказки». Я думаю, что вы все любите и знаете сказки и сказочных героев. Правда? (Да). Вот и посмотрим, что вы о них сможете рассказать, соревнуясь между собой.
А теперь послушайте правила игры:
- Каждый по очереди будет выходить к доске, выбирать шарик, нажимать на него стилусом. Он лопнет и вы узнаете задание, которое надо будет сделать.
- Вопрос выслушивать внимательно и до конца.
- Если готовы ответить, поднимать руку, а не выкрикивать.
- Если кто-то отвечает, не перебивать.
- За правильный ответ получаете 1 балл. Кто даст больше правильных ответов, тот наберет больше всех баллов и победит в нашей викторине.
Я призываю вас соревноваться!
А следить за вашей игрой будет наше жюри. Именно оно дает баллы, но может и забрать за нарушение правил. Все понятно? Тогда начинаем.
А какая игра без разминки. Называется она «Угадай сказку». В какой сказке герой мог бы сказать такие слова:
- Приходил волк и съел моих 6-х братьев.
- Лиса заняла мой домик, а меня выгнала.
- Моя крестная фея помогла мне отправиться на бал.
- Я не хотел ломать домик, просто силы не рассчитал.
- Мы бы не спаслись без помощи печки, яблоньки и речки.
- Хотел хозяин из меня суп сварить, но пришли, осёл, собака, кот и я ушел вместе с ними.
- Я везде люблю совать свой деревянный нос.
- Нам с бабушкой очень повезло, что рядом оказались охотники.
Молодцы, действительно знаете сказки. Я уверена, что со всеми заданиями справитесь. Подойдите к нашей волшебной доске. Давайте узнаем 1-е задание (Дети поочередно в ходе игры открывают шторки-шарики на поле – шарик лопается, под ним написано название очередного конкурса, которое озвучивает педагог. Поэтому порядок заданий может быть любой).
«Превращалки»
Вам надо характер сказочного героя превратить в характер наоборот. Каждому из вас достанется свой герой.
Крот жадный - … щедрый.
Золушка трудолюбивая - … ленивая.
Кабан грубый - … вежливый.
Медведь простодушный - … хитрый.
Волк злой - … добрый.
Заяц трусливый - … храбрый.
Лиса быстрая - … медленная
Мышонок глупый - … умный.
С хорошим почином вас. Я смотрю, вы настроены на соревнование. Так держать. Какой же будет следующий вопрос.
«Объяснялки»
Название говорит само за себя – надо объяснить некоторые слова и фразы.
Почему в сказках называют:
Лягушку квакушкой, мышку норушкой, зайчика побегайчиком, кабана клыканом, сороку белобокой, лису рыжей красой (ответы детей).
В сказках часто встречаются необычные фразы, которые имеют тайный смысл. Что значит:
- Водой не разольешь
- Как кошка с собакой
- Золотые руки
- Глаза на лоб вылезли
- Ушки на макушки
- Шило в одном месте
- Трепать языком
- Золотое сердце
- Как снег на голову
- Повесить нос
Вы отлично справились с этим заданием. Давайте дальше.
«Сказочный словарь»
Я хочу пригласить вас к нашей доске.
Слева написаны слова, обозначающие какую-либо черту характера человека. Надо прочитать его и подумать – а с каким животным сравнивают людей, когда говорят так о ком-то. Для этого надо вспомнить, какой характер у этих животных в сказке, и чем он отличается от других. Выходить будем по цепочке и стилусом соединять слово с картинкой (на интерактивной доске поле с игрой – ребенок стилусом соединяет слово с картинкой, озвучивает словосочетание – при правильном ответе раздается музыкальный мотив со словами: «молодец, молодец»).
Варианты ответов: хитрый, как лиса; злой, как волк, болтливый, как попугай; упрямый, как осёл (баран), трусливый как заяц, медленный, как черепаха; преданный, как собака; немой, как рыба.
Мы сейчас с вами сказали такие же необычные фразы с тайным смыслом. Позднее запишем их в наш толковый словарик.
«Волшебные слова»
В сказках есть волшебство, но и мы с вами знаем такие слова, которые можно назвать волшебными. Это когда одно слово обозначает разные предметы и понятия. Какие вы знаете:
- «Иглы» - швейная, у елки, у ежа, у кактуса, у шприца, рыба-игла, у насоса.
- «Ручки» - у ребенка, у двери, у сумки, у чайника, у сковороды, у ложки, пишущая, у водопроводного крана.
- «Трубы» - выхлопная, печная, музыкальная, подзорная, водопроводная.
- «Что может идти?» - человек, животное, время года, часть суток, время, часы, гроза, дождь, снег, град, мультфильмы, война, волна, тучи.
Ну чем вам не волшебные слова.
А сейчас приглашаю вас размяться на танцевальную площадку к Буратино. Вставайте врассыпную. Можете не только танцевать, но и подпевать.
Физминутка под музыку из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»
А теперь продолжаем нашу игру.
«Скажи по-другому»
А сказать вам надо будет про Ивана-царевича. Он отважный. А как по-другому сказать какой он? (смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный).
А вот Елена Прекрасная. А по-другому? (красивая, симпатичная, хорошенькая, распрекрасная, великолепная)
Лису в сказках называют плутовкой. Кто она еще? (лгунья, врунья, обманщица, хитрюга, врушка)
Когда нам читают сказки у нас хорошее настроение. Как сказать по-другому? (веселое, радостное, прекрасное, отличное, солнечное)
Когда хорошее настроение хочется смеяться? А по-другому? (хохотать, хихикать, умирать от смеха, улыбаться, веселиться)
Замечательно. А у нас на походе следующее задание.
«Придумай слово»
Для выполнения этого задания я приглашаю вас к доске (на интерактивной доске открыта картинка с изображением лисы и зайца). На лесной полянке два героя. Какие? (лиса и заяц). Давайте обсудим сначала лису. Вы должны сказать, какая она. Но ваши слова должны быть не простые, сложные и говорить о ее внешнем виде. (Длиннохвостая, белогрудая, чернолапая, рыжехвостая, рыжешерстная, длинношерстная, черноглазая, короткомордая т. д.) А теперь про зайца. (Короткохвостый, серошерстный, длинноухий, длинноусый, быстроногий, короткошерстный и т.д.).
Вы очень много придумали слов про наших героев.
«Слова – родственники»
Сегодня вам их надо будет придумать к словам из сказок.
Первое слово – «Морозко» - мороз, морозик, морозище, заморозить, морозильник, морозный, морозно и т.д.
Второе слово – «Снегурочка» - снег, снеговик, снежок, снежинка, снегоход, снежный, снегопад и т.д.
Третье слово – «Сказка» - сказочка, рассказывать, сказочный, сказочник.
«Скажи ласково»
В сказках часто встречаются ласковые слова: зайчик, лисичка. Я снова приглашаю вас к доске.
На поляне расположилась небольшая деревенька. Она заселена разными животными. Каждый из вас будет по очереди открывать окошко в одном из домиков, называть, кто там живет. (Картинка с животным в домике закрыта «шторкой» -окошком. Ребенок нажимает на нее стилусом – «шторка» открывается). Потом превращать его название в ласковое и чтобы в нем обязательно в конце появился звук «ш» (коровушка, змеюшка, лёвушка, горошек, петушок, воробышек, зайчишка, солнышко,
медведюшка).
Ну, вот мы и справились с последним заданием. На поле шаров больше не осталось. Пока жюри подсчитывает ваши баллы, я приготовила для вас сюрприз. Предлагаю вам вкусную, здоровую, сочную паузу. Угощайтесь (дети пьют сок). Промочили горлышко? (Да). А кстати, что значит эта фраза? (ответы детей)
Ну, теперь самый приятный момент – награждение.
Медалью за третье место в викторине награждается,…..набравший … баллов.
Медалью за второе место в викторине награждается …., набравший … баллов.
И победитель в нашей викторине ….. Вот тебе медаль за первое место. Он набрал … баллов.
Давайте повторим наш девиз: «Выиграл – не зазнавайся, проиграл – не унывай».
Это не последняя игра-соревнование у нас в группе. И у тех ребят, которые не выиграли сегодня, еще будет шанс одержать победу.
|