Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 16.12.2024, 19:52

Сайт воспитателя Натальи Анатольевны Ерыковой.

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [5]
Игры [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 70
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Система работы
04.09.2014, 23:00

 

Система работы по теме:

«Использование информационно-коммуникативных технологий

в речевом развитии старших дошкольников»

 

Одним их новых направлений в современной дошкольной педагогике является включение информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Их внедрение  может помочь в полной мере реализовать все возможности заложенные в существующих образовательных программах.

Для осуществления данного внедрения нами была выбрана ОО «Речевое развитие» и парциальная программа «Программа развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой.

Выбор пал на данную образовательную область, так как проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, и процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

В нашем детском саду общеразвивающего типа по результатам диагностики были выявлены следующие проблемы:

недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи;

фразовая речь ребенка 6 – 7 лет состоит из простых распространенных предложений;

словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации;

пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий.

А проблемы в речевом развитии, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.

Исходя из этого, объектом нашего исследования стало развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Предметом нашего исследования является определение эффективности использования информационно-коммуникативных технологий в развитии речи у старших дошкольников.

Актуальность нашей работы мы видим в следующем.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.

Игра на компьютере, на интерактивной доске для ребенка почти всегда  удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает эту деятельность как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит , навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Целью работы является разработка системы дидактических игр на интерактивной доске по развитию речи у детей старшего возраста.

Задачи:

Создать, исходя из уровня и задач речевого развития детей 5-7 лет, дидактические игры в электронном виде. Апробировать их в работе с детьми.

Разработать информационно-методическое обеспечение к «Программе развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой

Разработать общие методические подходы использования речевых дидактические игр в электронном виде на интерактивной доске и персональных компьютерах.

 

Данная работа проводилась в течение трех лет: с 2010 по 2013 год. На первом этапе была проведена диагностика детей подготовительной группы по речевому развитию. Были получены следующие результаты:

Уровни речевого развития

Развитие словаря

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Высокий

18% (4 чел)

27% (6 чел)

18% (4 чел)

Средний

64% (14 чел)

59% (13 чел)

64% (14 чел)

Низкий

18% (4 чел)

14% (3 чел)

18% (4 чел)

 

На этом этапе были разработаны и созданы электронные речевые игры для детей 6-7 лет. Создавая их, мы старались не выпустить из внимания ни одного раздела развития речи. Они решали задачи формирования грамматического строя, развития словаря и связной речи.

В ходе разработки игр мы в первую очередь исходили из перспективного плана, предлагаемого программой, темы и целей НОД. Затем рассматривали возможность максимального использования технических возможностей интерактивной доски для их решения. Далее проводилась работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций, анимационных картинок, песен и звуков в электронном виде, изготовление самих дидактических игр в программе Mimio.

Электронные игры были включены в разработанный нами тематический план на год.

Тема

Название непосредственно образовательной деятельности

Дидактические

игры на интерактивной доске

Задачи

Мир животных и растений

 

«Заяц в лесу»

«Назови одним словом»

образование сложных слов

«Нарисуй солнышко для зайчика»

подбор определений и активизация в речи прилагательных

«Подбери слова-родственники».

подбор однокоренных слов

«Зайчата играют»

«Кто у кого?»

 

образование слов, обозначающих названия детенышей животных в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа

«Еж»

«Они такие разные»

 

использование многозначных слов в речи

«Как звери играли»

 

«Мой, моя, моё, мои»

 

подбор с ориентацией на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных

Мир природы

Мир игрушек

« Дети идут в школу».

«Весенняя сказка»

 

«Собери портфель»

 

активизация в речи слов на тему: «Школа»

«Какая осень»

подбор прилагательных, использование в речи эпитетов, сравнений

«Подбери пару и объясни»

подбор пары по аналогии и объяснение своего выбора

«Домик в деревне»

 

«Если б мы были художниками …»

дифференциация звуков «р» и «рь», отбор слов с ними

«В гостях у звуков»

«Засели домики»

 

выделение звуков в слове, определение их местоположения (начало, середина, конец слова)

«Как звери играли»

 

«Прятки»

подбор определений к именам существительным, активизация в речи прилагательных

Мира предметов Мир человека

«День рождения зайца»

«Как мы играем зимой на участке»

«Цепочка»

 

подбор слов с заданным звуком, выделение первого и последнего звука в слове

«Кого можно увидеть?»

 

образование у одушевлённых существительных формы винительного падежа множественного числа, совпадающей с родительным падежом

«Наоборот »

подбор слов, с противоположным значением (прилагательных)

«Расскажем о предметах»

 

«Разложи предметы»

сравнение предметов, выделение существенных признаков, употребление в речи прилагательных

«Сравнение предметов»

«У бабушки в деревне»

«Придумай слово»

 

подбор синонимов к именам прилагательным

«Как звери играли»

 

«Что лишнее?»

 

построение сложных предложений, развитие речи-рассуждения

«Первый день Тани в детском саду»

«Как мы играем зимой на участке»

Отгадывание загадок

 

построение рассуждения при отгадывании загадок

«Помоги Тане одеться на прогулку»

 

образование родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных

«Разложи по местам»

 

словообразование

«Вот так покатался»

«Найди детёныша»

 

образование слов, обозначающих названия детёнышей зверей

«Дети Севера»

«Как аукнется – так и откликнется»

«Загадки – описания»

подбор определений к существительным (при составлении загадок)

 

«Как звери играли»

«Объяснялки»

объяснение смысла слов

«Как мы играем зимой на участке»

«Пословицы»

 

объяснение смысла пословиц

 

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками были разработаны общие методические подходы:

Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Непосредственная образовательная деятельность с использованием интерактивной доски должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать сокращению процесса обучения и сохранению здоровья дошкольников.

Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

Организация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности с интерактивной доской должна соответствовать методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Непосредственная образовательная деятельность с применением интерактивной доски включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ней.

При составлении непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные в процессе выполнения основной образовательной программы.

Интерактивная доска должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Обязательно использовать в непосредственной образовательной деятельности с интерактивной доской традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Исходя из принципа ориентации на индивидуальные и психофизиологические особенности, зоны актуального и ближайшего развития, мы использовали различные формы организации детей:

Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.

Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.

Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у доски.

Ребенок самостоятельно выполняет задание у доски, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.

Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у доски.

Один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание.

 

На втором этапе осуществлялось внедрение информационно-коммуникативных технологий и апробация игр. Они включались в непосредственную образовательную деятельность по о/о «Речевое развитие» течение года один раз в неделю в соответствии с разработанным тематическим планом.

 

На третьем этапе работы была проведена итоговая диагностика по тем же критериям, что и в начале эксперимента. Были получены следующие результаты:

 

 

Уровни речевого развития

Развитие словаря

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Высокий

36% (8 чел)

41% (9 чел)

27% (6 чел)

Средний

59% (13 чел)

54% (12 чел)

64% (14 чел)

Низкий

5% (1 чел)

5% (1 чел)

9% (2 чел)

 

Мы отметили рост показателей высокого и среднего уровня по всем разделам. Но особенно - по развитию словаря. В нем не только показатели низкого уровня уменьшились на 13%, но и произошел рост показателей высокого уровня на 18%. Мы считаем, что одним из главных средств в достижении таких результатов стало использование интерактивной доски в НОД по развитию речи.

В процессе проведенной работы были отмечены преимущества использования интерактивной доски:

Усиливается подача материала.

Педагог находится в постоянном взаимодействии с детьми.

Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.

 

Новизна данной работы заключается в том, что разработано информационно-методическое обеспечение к «Программе развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, представлена система электронных дидактических игр по развитию речевых навыков у старших дошкольников.

Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития речи детей, овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; понимать инструкцию и алгоритм деятельности; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; умение отстаивать свою точку зрения в общении.

Кроме этого, значительно повысился интерес и активность детей в непосредственной образовательной деятельности в ОО «Речевое развитие»

Практическая значимость предлагаемой работы заключается в том, что был разработана система информационно-дидактических пособий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, представлен перспективный план на год.

Предлагаемые электронные дидактические игры могут быть использованы в рамках любой образовательной программы.

Могут служить ресурсом интересного, занимательного, развивающего материала для организации досуговой деятельности (олимпиад, викторин, конкурсов) и дополнительного образования, для организации зрелищных, совместных мероприятий с родителями.

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Наталья
Просмотров: 1443 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz