Система работы по теме:
«Использование информационно-коммуникативных технологий
в речевом развитии старших дошкольников»
Одним их новых направлений в современной дошкольной педагогике является включение информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательный процесс.
Их внедрение может помочь в полной мере реализовать все возможности заложенные в существующих образовательных программах.
Для осуществления данного внедрения нами была выбрана ОО «Речевое развитие» и парциальная программа «Программа развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой.
Выбор пал на данную образовательную область, так как проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, и процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
В нашем детском саду общеразвивающего типа по результатам диагностики были выявлены следующие проблемы:
недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи;
фразовая речь ребенка 6 – 7 лет состоит из простых распространенных предложений;
словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации;
пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий.
А проблемы в речевом развитии, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.
Исходя из этого, объектом нашего исследования стало развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Предметом нашего исследования является определение эффективности использования информационно-коммуникативных технологий в развитии речи у старших дошкольников.
Актуальность нашей работы мы видим в следующем.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникативные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию.
Игра на компьютере, на интерактивной доске для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает эту деятельность как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит , навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
Целью работы является разработка системы дидактических игр на интерактивной доске по развитию речи у детей старшего возраста.
Задачи:
Создать, исходя из уровня и задач речевого развития детей 5-7 лет, дидактические игры в электронном виде. Апробировать их в работе с детьми.
Разработать информационно-методическое обеспечение к «Программе развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой
Разработать общие методические подходы использования речевых дидактические игр в электронном виде на интерактивной доске и персональных компьютерах.
Данная работа проводилась в течение трех лет: с 2010 по 2013 год. На первом этапе была проведена диагностика детей подготовительной группы по речевому развитию. Были получены следующие результаты:
Уровни речевого развития
|
Развитие словаря
|
Развитие грамматического строя речи
|
Развитие связной речи
|
Высокий
|
18% (4 чел)
|
27% (6 чел)
|
18% (4 чел)
|
Средний
|
64% (14 чел)
|
59% (13 чел)
|
64% (14 чел)
|
Низкий
|
18% (4 чел)
|
14% (3 чел)
|
18% (4 чел)
|
На этом этапе были разработаны и созданы электронные речевые игры для детей 6-7 лет. Создавая их, мы старались не выпустить из внимания ни одного раздела развития речи. Они решали задачи формирования грамматического строя, развития словаря и связной речи.
В ходе разработки игр мы в первую очередь исходили из перспективного плана, предлагаемого программой, темы и целей НОД. Затем рассматривали возможность максимального использования технических возможностей интерактивной доски для их решения. Далее проводилась работа: составление дидактических задач, поиск иллюстраций, анимационных картинок, песен и звуков в электронном виде, изготовление самих дидактических игр в программе Mimio.
Электронные игры были включены в разработанный нами тематический план на год.
Тема
|
Название непосредственно образовательной деятельности
|
Дидактические
игры на интерактивной доске
|
Задачи
|
Мир животных и растений
|
«Заяц в лесу»
|
«Назови одним словом»
|
образование сложных слов
|
«Нарисуй солнышко для зайчика»
|
подбор определений и активизация в речи прилагательных
|
«Подбери слова-родственники».
|
подбор однокоренных слов
|
«Зайчата играют»
|
«Кто у кого?»
|
образование слов, обозначающих названия детенышей животных в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа
|
«Еж»
|
«Они такие разные»
|
использование многозначных слов в речи
|
«Как звери играли»
|
«Мой, моя, моё, мои»
|
подбор с ориентацией на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных
|
Мир природы
Мир игрушек
|
« Дети идут в школу».
«Весенняя сказка»
|
«Собери портфель»
|
активизация в речи слов на тему: «Школа»
|
«Какая осень»
|
подбор прилагательных, использование в речи эпитетов, сравнений
|
«Подбери пару и объясни»
|
подбор пары по аналогии и объяснение своего выбора
|
«Домик в деревне»
|
«Если б мы были художниками …»
|
дифференциация звуков «р» и «рь», отбор слов с ними
|
«В гостях у звуков»
|
«Засели домики»
|
выделение звуков в слове, определение их местоположения (начало, середина, конец слова)
|
«Как звери играли»
|
«Прятки»
|
подбор определений к именам существительным, активизация в речи прилагательных
|
Мира предметов Мир человека
|
«День рождения зайца»
«Как мы играем зимой на участке»
|
«Цепочка»
|
подбор слов с заданным звуком, выделение первого и последнего звука в слове
|
«Кого можно увидеть?»
|
образование у одушевлённых существительных формы винительного падежа множественного числа, совпадающей с родительным падежом
|
«Наоборот »
|
подбор слов, с противоположным значением (прилагательных)
|
«Расскажем о предметах»
|
«Разложи предметы»
|
сравнение предметов, выделение существенных признаков, употребление в речи прилагательных
|
«Сравнение предметов»
«У бабушки в деревне»
|
«Придумай слово»
|
подбор синонимов к именам прилагательным
|
«Как звери играли»
|
«Что лишнее?»
|
построение сложных предложений, развитие речи-рассуждения
|
«Первый день Тани в детском саду»
«Как мы играем зимой на участке»
|
Отгадывание загадок
|
построение рассуждения при отгадывании загадок
|
«Помоги Тане одеться на прогулку»
|
образование родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных
|
«Разложи по местам»
|
словообразование
|
«Вот так покатался»
|
«Найди детёныша»
|
образование слов, обозначающих названия детёнышей зверей
|
«Дети Севера»
«Как аукнется – так и откликнется»
|
«Загадки – описания»
|
подбор определений к существительным (при составлении загадок)
|
«Как звери играли»
|
«Объяснялки»
|
объяснение смысла слов
|
«Как мы играем зимой на участке»
|
«Пословицы»
|
объяснение смысла пословиц
|
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками были разработаны общие методические подходы:
Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Непосредственная образовательная деятельность с использованием интерактивной доски должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса, способствовать сокращению процесса обучения и сохранению здоровья дошкольников.
Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
Организация и методика проведения непосредственной образовательной деятельности с интерактивной доской должна соответствовать методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики. Непосредственная образовательная деятельность с применением интерактивной доски включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ней.
При составлении непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные в процессе выполнения основной образовательной программы.
Интерактивная доска должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
Обязательно использовать в непосредственной образовательной деятельности с интерактивной доской традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Исходя из принципа ориентации на индивидуальные и психофизиологические особенности, зоны актуального и ближайшего развития, мы использовали различные формы организации детей:
Подгруппа детей стоит у доски, и дети поочередно выполняют задания на ней.
Выполняют задание одновременно у доски 2-3 детей, используя стилус (компьютерная мышь) и маркеры.
Дети предлагают варианты ответа ребенку, выполняющему задание у доски.
Ребенок самостоятельно выполняет задание у доски, а дети, сидящие за столами, проверяют и оценивают правильность выполнения и доказываю это.
Дети, сидящие за столами, дают задания ребенку, работающему у доски.
Один ребенок работает у доски, остальные – за компьютерами выполняют то же задание.
На втором этапе осуществлялось внедрение информационно-коммуникативных технологий и апробация игр. Они включались в непосредственную образовательную деятельность по о/о «Речевое развитие» течение года один раз в неделю в соответствии с разработанным тематическим планом.
На третьем этапе работы была проведена итоговая диагностика по тем же критериям, что и в начале эксперимента. Были получены следующие результаты:
Уровни речевого развития
|
Развитие словаря
|
Развитие грамматического строя речи
|
Развитие связной речи
|
Высокий
|
36% (8 чел)
|
41% (9 чел)
|
27% (6 чел)
|
Средний
|
59% (13 чел)
|
54% (12 чел)
|
64% (14 чел)
|
Низкий
|
5% (1 чел)
|
5% (1 чел)
|
9% (2 чел)
|
Мы отметили рост показателей высокого и среднего уровня по всем разделам. Но особенно - по развитию словаря. В нем не только показатели низкого уровня уменьшились на 13%, но и произошел рост показателей высокого уровня на 18%. Мы считаем, что одним из главных средств в достижении таких результатов стало использование интерактивной доски в НОД по развитию речи.
В процессе проведенной работы были отмечены преимущества использования интерактивной доски:
Усиливается подача материала.
Педагог находится в постоянном взаимодействии с детьми.
Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
Новизна данной работы заключается в том, что разработано информационно-методическое обеспечение к «Программе развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, представлена система электронных дидактических игр по развитию речевых навыков у старших дошкольников.
Результатом проведенной работы стало повышение уровня развития речи детей, овладение детьми умением ориентироваться в новой, нестандартной ситуации; понимать инструкцию и алгоритм деятельности; умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; умение отстаивать свою точку зрения в общении.
Кроме этого, значительно повысился интерес и активность детей в непосредственной образовательной деятельности в ОО «Речевое развитие»
Практическая значимость предлагаемой работы заключается в том, что был разработана система информационно-дидактических пособий по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, представлен перспективный план на год.
Предлагаемые электронные дидактические игры могут быть использованы в рамках любой образовательной программы.
Могут служить ресурсом интересного, занимательного, развивающего материала для организации досуговой деятельности (олимпиад, викторин, конкурсов) и дополнительного образования, для организации зрелищных, совместных мероприятий с родителями.
|