банка стеклянная, воронка
Ход
- Ребята, я предлагаю вам поиграть. Мы с вами превратимся в настоящих ученых, и будем заниматься экспериментальной деятельностью.
Мы будем обнаруживать, изучать и показывать свойства воздуха и предлагать, как использовать эти свойства в жизни человека, для помощи человеку.
- И начнем мы с обсуждения с такого вопроса. Что вы можете сказать о значении воздуха для человека и вообще всего живого? (ответы детей)
- А как вот сейчас мы с вами можем показать эту главную важность воздуха для нас? (наводящими вопросами вывести детей на предложение – задержать дыхание и постараться не дышать воздухом). Молодцы, вот мы с вами и доказали, что человек не может долго обходиться без воздуха.
- Воздух и в данный момент находится вокруг нас. Что вы можете сказать о нем? Какой он? Какой он сейчас и какой он вообще может быть? (невидимый, прозрачный, теплый, холодный, морозный, легкий, свежий, душный и т.д.)
- Ну что же дорогие ученые, я вижу, что у вас есть знания о воздухе. И я приглашаю вас в нашу лабораторию.
Дети подходят к столу, к своим местам, где перед каждым лежит поднос с рабочим материалом.
- Ребята мы начнем работу с обнаружения воздуха. Вы сказали, что он невидим, но давайте попробуем с помощью разного оборудования его «увидеть».
Дети самостоятельно обнаруживают воздух в следующих опытах:
«Что ты чувствуешь, когда сжимаешь шприц?» - «Воздух находится в шприце, ему нет выхода, он сжимается, и мы его чувствуем».
- Ребята, помимо того, что мы с вами обнаружили воздух, какие его свойства мы увидели в этих опытах?
(невидимость, прозрачность, воздух занимает место, воздух может сжиматься, воздух легче воды).
- Ребята, давайте перейдем в нашу другую лабораторию, которая называется «Воздух и вода». Перед вами большой таз с водой и поднос разными предметами (резиновые – мячик, игрушка, шпатель; губка, пенопласт, деревянный предмет, металлические – ключ, шуруп, аллюминевая банка). Вы спросите причем, же здесь воздух? В ходе опытов мы с вами это узнаем.
- А сейчас, я предлагаю вам посмотреть на предметы, и определить на какие 2 группы можно их поделить.
(одни плавают, другие тонут в воде)
- Давайте разделим их и проверим наши с вами предположения опытным путем.
В процессе выполнения заданий воспитатель прелагает обосновать свои действия, ошибочные утверждения исправляются в ходе опытов.
- Давайте начнем с предметов, которые вы отнесли к тем, которые не тонут.
- Вот этот мяч из чего сделан? (из резины)
- Что еще сделано из резины? (игрушка и шпатель)
- Проверяйте свои предположения (самостоятельная работа детей - мяч, игрушка не тонут, а шпатель утонул)
- Почему это произошло, ведь они все резиновые? (вывести детей на вывод, что внутри мяча, игрушки – воздух, а так как он легче воды, то он не дает предметам утонуть)
- Вы к плавающим предметам отнесли дерево, губку, пенопласт. Давайте попробуем испытать их (самостоятельная работа детей). Исходя из того, что воздух помогает предметам плавать, почему они плавает? (в них есть поры – они наполнены воздухом)
- А если убрать из них воздух, как вы думаете, что будет? (утонут).
- Из какого из этих 3 предметов можно убрать воздух и как? (из губки – ее можно сжать)
(дети пробуют – поры губки наполняются водой и она тонет)
- Давайте сделаем вывод. (Воздух, который находится внутри предмета (внутренность мяча, поры в предмете), удерживают его на поверхности воды).
- Теперь посмотрим на предметы, которые вы отнесли к другой группе. Все они металлические. Почему металлические предметы тонут, как вы думаете?
(они твердые, воздух не проходит вовнутрь, они тяжелее воды).
- Давайте проверим (самостоятельная работа детей). Посмотрите, банка сделана из алюминия – это металл. Но она не тонет. Как думаете, почему? (внутри банки воздух и он не дает банке утонуть)
- Что надо сделать, чтобы банка утонула? (заполнить пространство банки водой). Сделайте это.
- Ребята, мы еще раз убедились, что воздух легче воды, и он может удержать предметы на плаву. Так, где вы можете предложить использовать это свойство воздуха в жизни человека?
(Это свойство человек использует при строительстве кораблей. Корабли, как и банка, наполнены воздухом и могут удержаться на плаву).
- Дорогие коллеги, поздравляю вас с правильным выводом и предлагаю перейти к новым опытам. Давайте вернемся к нашим инструментам. Я предлагаю взять шарик, надуть его (дети выполняют). Держите его крепко. А теперь скажите, как вы думаете – что произойдет, если вы отпустите шарик (он полетит). Давайте проверим – отпускайте.
Как вы думаете, заставляет шарик лететь, ведь его никто не толкает? (воздух, вырываясь из горлышка, толкает шарик в другую сторону).
- А теперь давайте я запущу свой шарик. Почему он улетел дальше? (он был больше надут. Чем больше воздуха, тем больше силы, тем дальше летит)
- Где же можно использовать такую силу воздуха? (Силу воздуха можно использовать в реактивных двигателях ракет и самолетов)
- Ребята, силу воздуха можно увидеть еще в одном опыте. Я предлагаю вам перейти на наш испытательный аэродром. Здесь у нас солдатики с парашютом и без. Давайте сначала отпустим солдатика с высоты поднятой руки без парашюта.
- Как падал? (быстро). Какой удар был? (сильный). Как вы думаете, что произойдет с человеком, если он упадет с такой высоты? (разобьется).
А теперь давайте попробуем с парашютом.
- Как падал? (медленно). Какой удар был? (слабый). Почему? (воздух давит на парашют снизу и задерживает его падение)
Как можно использовать это свойство, коллеги? (летчики могут прыгать с парашютом в случае крушения самолета)
- Уважаемые ученые, мы с вами провели сегодня большую работу. Я вас поздравляю и предлагаю последнюю задачку для вашего ума. Покажу фокус и над его разгадкой дам вам время подумать до завтра. С утра мы обсудим ваши предположения.
Демонстрируется фокус «Живая змейка» (бумажная змейка на ниточке держится над горящей свечой – через некоторое время она начинает крутиться).
- Почему змейка крутиться? Ваши предположения, которые я надеюсь, у вас появятся к завтрашнему дню, мы обсудим с утра.